ru / en / de
10.06.2016

Состояние рынка глазами его участников

В 2016 году Группа компаний АКИГ провела исследование молодежного рынка труда, в котором приняло участие более 40 крупнейших компаний, 35 ведущих вузов и 600 молодых талантов из 47 регионов России. Исследование призвано помочь работодателям и вузам составить более точное представление о потребностях нового поколения, выявить дополнительные возможности сотрудничества друг с другом, а молодежи – узнать об ожиданиях и возможностях крупнейших работодателей.

 

Анализируя оценки респондентов общего состояния рынка труда, мы обнаружили как пессимистично настроенных молодых соискателей, 40% из которых испытывают трудности при поиске работы, так и недовольных работодателей (также около 40%), которые вынуждены действовать на «рынке соискателя» и искать новые решения для привлечения и удержания молодежи.

«Причины такого дисбаланса мы видим в том, что молодые люди стремятся работать в наиболее привлекательных отраслях, таких как IT, нефтегазовый сектор, IB и др. Эти «точки притяжения» создают высокий конкурс в одних компаниях и вынуждают прикладывать дополнительные усилия по поиску и набору других. Так, многие работодатели вынуждены не только развивать собственный HR-бренд, но и работать на повышение привлекательности отрасли в целом», - комментирует Татьяна Павилова, руководитель проектов практики «Государственный сектор» и Практики управления изменениями ГК АКИГ.

Важно, что несмотря на особенности экономической ситуации, большинство крупнейших работодателей не только не снизили набор молодежи, но и наметили тенденцию к его увеличению.

 

Почему же тогда сложилась ситуация, когда молодежь говорит о трудностях в поиске работы и «рынке работодателя»? Дополнительные опросы молодежи показывают, что за прошедшие годы продолжительного роста экономики соискатели привыкли к более высокому уровню зарплат и большим возможностям: привлекательные условия были готовы создавать не только крупнейшие работодатели, но и представители малого и среднего бизнеса, которые в большей степени ощутили на себе перемены в экономической ситуации. Условия изменились, однако образ «рынка соискателя», пока еще сохранился в качестве ориентира в восприятии молодежи.

«Хоть какую-то работу, близкую к специальности, можно найти и за месяц. Но если говорить о работе с приличными условиями труда (по ТК РФ) и приемлемой для средней жизни зарплатой, то тут можно и 3-4 месяца искать», - говорят участники исследования.

Интересно выглядит возрастной разрез оценки состояния рынка молодежью: наиболее оптимистичные оценки рынка труда у соискателей от 18 до 21 года, в дальнейшем участники исследования все больше склоняются к «рынку работодателя».

«Возможная причина – несбалансированный рост эффективности и финансовых притязаний соискателей. В большинстве компаний молодым сотрудникам не дают адекватную обратную связь по поводу их ценности для компании, в результате собственные достижения и знания переоцениваются, что ведет к завышенным требованиям. Неподкрепленные реальной эффективностью требования, в свою очередь, встречают адекватное сопротивление со стороны работодателей», - объясняет Алексей Семянников, эксперт Методолого-аналитического центра Практики управления изменениями.

Резюмируя оценку состояния рынка труда, можно сделать следующие выводы. Для увеличения количества молодых талантов, стремящихся попасть в компанию, работодателям необходимо заботиться в том числе и о повышении престижа всей отрасли. Одним из удачных примеров являются отраслевые «Дни карьеры» в вузах или ярмарки вакансий, когда совместные усилия позволяют коммуницировать с большим потоком соискателей.

Также очень важно доносить до соискателей и действующих молодых сотрудников как преимущества работы в компании, так и адекватное представление о требованиях и ожиданиях работодателя, помогать планировать карьеру в рамках организации. В дальнейшем эти меры позволят вырастить и удержать в компании хорошего специалиста.